Пензенская область — один из субъектов России, который относительно благополучно справляется с пандемией коронавируса. В регионе не остановилась промышленности, почти нет жалоб на медицинское обслуживание. Как область смогла этого добиться, рассказывает «Ъ» губернатор области Иван Белозерцев.
— В весеннюю волну пандемии коронавируса и сейчас Пензенской области удавалось (и удается) сохранять менее строгие ограничительные меры, чем в соседних регионах. Чем это обусловлено?
— Наши меры незначительно отличаются от тех, что вводились в других регионах. С марта действует режим самоизоляции для лиц старше 65 лет, всеобщий масочный режим, в зависимости от ситуации вводились, снимались и вновь были введены ограничения на проведение различных, в том числе массовых мероприятий.
Да, в самом начале пандемии у нас продолжали работать строительная отрасль, дорожники, предприятия оборонно-промышленного комплекса. Это было необходимо, компании функционировали с соблюдением всех необходимых мер безопасности, проблем не возникло.
— Готова ли область ко второй волне заболеваемости? Какие сейчас меры принимаются?
— Эпидемиологи сегодня говорят о том, что сейчас продолжается первая волна, которая просто развернулась широко, но как бы там не было, мы готовились к новому витку.
В первую очередь речь идет о наращивании специализированного коечного фонда, решение по которому принимается оперативно в зависимости от развития ситуации.
В учреждениях здравоохранения сформирован запас лекарственных препаратов (противовирусные, антибиотики и др.), необходимых для лечения коронавирусной инфекции. Конечно, идет постоянное пополнение. Введена система оперативного мониторинга занятости развернутого коечного фонда. Сейчас на инфекционных койках работают почти полторы тысячи медицинских работников: врачи; медсестры, санитарки. Задействованы студенты и ординаторы.
В качестве помощников врачей, а также для работы в Контакт-центре в «Городскую поликлинику» направлены 130 студентов 6 курса мединститута.
— Достаточен ли коечный фонд в больницах региона? Существует ли сейчас проблема недостатка мест в медучреждениях? Есть ли опасение, что она может возникнуть и при каких условиях?
— Коечный фонд Пензенской области – это большой массив коек всех стационаров. В случае необходимости мы его перепрофилируем под тот или иной сценария развития ситуации по коронавирусу.
Сейчас в 18 медицинских организациях (17 государственных учреждениях здравоохранения и МСЧ № 59 ФМБА России) развернуты около 2700 инфекционных коек.
К централизованной подаче кислорода подключены 783 койки при том, что норматив для нас — 456 коек. То есть мы обеспечили 171,7% от потребности, это страховка, которая никогда не бывает лишней. Развернуто 236 коек для искусственной вентиляции легких, в том числе 118 коек для пациентов, требующих неинвазивной и 118 коек для пациентов, требующих инвазивной искусственной вентиляции легких. Тоже с запасом.
Если будет рост тяжелых и среднетяжелых форм заболевания, введем в работу еще один стационар – под красную зону оборудовано отдельно стоящее здание 6-ой городской клинической больницы.
— Что происходит с лечением других болезней? В регионах возникла проблема, когда приоритет отдали ковидным больным, а лечение остальных болезней приостановили. Какова ситуация в Пензенской области?
— Конечно, в связи с распространением коронавирусной инфекции внесены коррективы в схемы маршрутизации пациентов с неинфекционными заболеваниями, но при этом действующие маршруты госпитализации инсультников, инфарктников, тех, кому нужна экстренная хирургическая операция, остались неизменными.
В мае – начале июня мы возобновили плановую госпитализацию больных. С июня возобновлена работа дневных стационаров, передвижных медицинских комплексов и мобильных медицинских бригад. Бригады выезжают в малочисленные села, обследуют население, делают маммографию, флюорографию.
За август — сентябрь диспансеризацию и профилактические осмотры прошли 27,8 тыс. человек.
Телемедицина стала еще более активно развиваться, что логично. За девять месяцев 2020 года проведено 2 159 таких консультаций.
Я большое значение придаю иммунизации населения. Сам одним из первых сделал прививку от гриппа и пневмококка.
А вот с ноября у нас начала работать санавиация, что очень важно. Часто это единственный возможный способ доставки больного, потому что другая транспортировка исключена. За две недели сделано три вылета – два в Москву и один — в Нижний Новгород, где пациентам из нашей области сейчас оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь.
— Нет ли проблемы выплаты страховых и стимулирующих выплат медработникам. В ряде регионов прошли протестные акции медицинского профсоюза “Действие”, но Пензенскую область они не затронули. Действительно ли все благополучно?
— Уже произведены страховые выплаты по временной нетрудоспособности более чем 1300 медицинским работникам. Сумма выплат составила порядка 93 млн рублей. По 24 случаям проводится проверка по расследованию смертельных случаев среди медработников, и по восьми случаям уже осуществлены выплаты.
Все федеральные выплаты наши медицинские работники получают в полном объеме и вовремя.
Люди работают в очень сложных условиях, заболевают, некоторые уходят из жизни. Но, уверяю, что этот вопрос на жестком контроле.
— Что произошло с экономикой области в пандемию коронавируса? Насколько глубоко падение? Какая ситуация прогнозируется? Сильно ли сократились поступления (в т.ч. прогнозные) в бюджет?
— Конечно, пандемия оказала значительное влияние на региональную экономику. Введение режима повышенной готовности, самоизоляция и ограничение на работу многих предприятий привели к снижению экономической активности. Наибольший спад наблюдается в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. При этом, падение более выражено в сфере услуг, где карантинные меры снимались поэтапно, а возможности для реализации отложенного спроса ограничены.
Наблюдается рост безработицы. В целях поддержки бизнеса и населения были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на сохранения занятости.
Значительное снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Пензенской области произошло в апреле-мае текущего года. За эти месяцы бюджет недополучил по сравнению с прошлым годом 2,1 млрд рублей, или 26,1%, по сравнению с планом текущего года – 2,4 млрд рублей. Потом ситуация стабилизировалась, ежемесячный прирост к показателям прошлого года составлял от 14,2% до 22%. Но полностью компенсировать потери нам пока не удалось.
Вместе с тем, по ряду показателей удалось сохранить положительную динамику. Отмечается рост промышленного и сельскохозяйственного производства, показателей внешней торговли. Относительно уровня прошлого года возросли объемы жилищного строительства, увеличилась заработная плата.
Кроме того, удалось на уровне 2019 года сохранить инвестиции.
Так что с 2021 года мы рассчитываем на восстановление экономики и ее выход на траекторию устойчивого роста.
— Много ли жалоб от представителей малого и среднего предпринимательства? Сколько организаций закрылось? Каковы прогнозы по восстановлению?
— Малому и среднему бизнесу в этом году очень непросто. Причин много: резкое снижение спроса, и как следствие, снижение выручки; невыполнение обязательств со стороны партнеров; перебои в логистической цепочки и другие.
Предприниматели обращались и ко мне – официально, в соцсетях и в органы власти. Мы получили больше 200 обращений в целом, отдельно для бизнеса проводили специально прямую линию, чтобы ответить на все вопросы, дать разъяснения, получить обратную связь. Это важно.
Что касается вопроса по количеству закрытых организаций, то, согласно официальным данным, которыми мы располагаем, снижение составило 4%. Численность занятых на малых и средних предприятиях в январе этого года составляло 155,8 тыс. человек, на сегодняшний день – 154,8 тыс. человек, то есть по занятости потери минимальны, хотя динамика и отрицательная. Но исходя из этих данных мы видим, что принятые меры оказались действенными и сыграли решающую роль в поддержке малого и среднего бизнеса. Если бы не их не было, потери были бы масштабнее.
Сегодня прогноз по восстановлению малого и среднего бизнеса сделать достаточно сложно. В целом, бизнес развивается и, можно сказать, вернулся к показателям начала 2020 года. Но не надо забывать о том, что пандемия пока не закончилась, поэтому определенная напряженность в экономике в ближайшем времени может сохраняться.
— Как чувствует себя крупный бизнес? Приостановились ли какие-либо инвестиционные проекты или, возможно, их исполнение затянулось?
— В период пандемии мы приняли решение не останавливать строительство уже начатых объектов. Благодаря этому нам удалось избежать срыва сроков реализации инвестиционных проектов.
В первом полугодии введены в эксплуатацию инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций порядка 34 млрд рублей, в рамках которых создано более 1350 новых рабочих мест. До конца года планируем создать еще 600 новых рабочих мест.
— Какова ситуация в сельском хозяйстве? Есть ли сокращение? Критично ли оно? Увеличились ли затраты бюджета на поддержку местных предприятий АПК?
— Пензенская область – это регион с высокоразвитым агропромышленным комплексом от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и выпуска продуктов питания до реализации потребителям. Мы крупные производители продуктов питания, себя кормим, кормим соседей и поставляем продукцию за пределы Российской Федерации. Пензенские продукты, без преувеличения, знают по всей стране и за рубежом.
Отрасль в период пандемии не прекращает работу ни на один день. Остановить ее нельзя, тем более, что пандемия совпала сначала с посевной, потом с уборочной.
Внедрение современных технологий в растениеводстве, а мы этим занимаемся очень плотно последние годы, позволяет не только сделать эту отрасль одной из самых прибыльных, но при этом сохранить плодородие почвы и достичь высокого показателя урожайности.
В текущем году посевная площадь сельскохозяйственных культур составила почти полторы тысячи гектаров, это больше прошлогоднего. Аграрии завершили уборку буквально на прошлой неделе, собрали более 3,3 млн тонн зерновых. Это для нас рекорд – больше на миллион с лишним тонн, чем в 2019 году и в целом этот результат самый успешный за весь постсоветский период.
В животноводстве продолжается наращивание производства мяса и молока. По производству скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий мы занимаем 2-е место в Приволжском федеральном округе. По приросту этого показателя — 1-е место в ПФО.
Рост производства молока – более 11%, рост производства яиц – на
16,7% больше уровня аналогичного периода 2019 года.
Однозначно развитию сельхозпроизводства, предприятий отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности способствуют меры господдержки. В 2019 году на эти цели сельскохозяйственным товаропроизводителям было направлено с учетом льготного кредитования 5,2 млрд рублей. В 2020 это будет 6,7 млрд рублей (с учетом льготного кредитования).
— Недавно вы поручили правительству усилить борьбу с теневой занятостью. Считаете ли правильным начинать такие мероприятия в пандемию?
— Именно в период пандемии проблема «неформальной» занятости стала особенно актуальна, и думаю, не только для Пензенской области.
Количество людей, обратившихся в службу занятости и зарегистрированных в качестве безработных, увеличилось, как я сказал. Большинство из них раньше работали неофициально. Эта категория работников оказалась наиболее социально незащищенной. В период проведения карантинных мероприятий такие работники первые оказывались «на улице» без каких-либо выплат, а обратившись в органы службы занятости могли рассчитывать на получение пособия по безработице только в минимальном размере.
Нелегальное трудоустройство – это беда и для людей, и для государства. Проблему надо решать, и мы этим занимались и будем заниматься.
— Как оцениваете готовность школ к дистанционному обучению? Как, по Вашей оценке, справились с дистантом в прошлом учебном году?
— Прошедший учебный год стал уникальным для системы образования, поскольку в связи с введением режима самоизоляции школы с марта по май вели и завершали его в формате дистанционного обучения.
Различные социологические исследования на тему дистанционного обучения показали, что значительная доля и семей, и школ оказались не готовы к такому резкому переходу. Сложности испытывали и педагоги, и школьники, и их родители. Однако система образования смогла не просто «пережить» столь непростой период. Были отработаны модели организации дистанционного обучения, более широко стали применяться технологии электронного образования. Фактором, позволившим с меньшими издержками войти в дистанционный режим обучения, стал тот опыт, который уже был у школ Пензенской области по использованию цифровых образовательных платформ «Учи.ру», «Российская электронная школа», «Мобильное электронное образование» и других.
Мы оперативно провели работу по обеспечению нуждающихся многодетных малообеспеченных семей компьютерной техникой. В целом пензенская система образования успешно справилась с теми вызовами, которые объективно возникли весной 2020 года.
Да и не только она. Весь мир попал в очень и очень сложную ситуацию. И этот мир кардинально изменился под влиянием пандемии. Наша задача — не стоять рядом и фиксировать объективные изменения. И я, как губернатор, и правительство области, и министерства, и ведомства обязаны максимально оперативно реагировать, оценивать и учитывать изменения, а некоторые процессы возглавлять и направлять. Это не просто, но без этого невозможно жить.
Материал взят с сайта: http://pnzreg.ru/news/ot-pervogo-litsa/274412/